Метод конца слова Иваны
Это метод, который разработала дочь Живорада Славинского — Ивана, которая практикует техники ПЭАТ, состоит в его экспериментальной группе, хотя и живет она в Японии. Этот метод очень и очень простой. Заключается он в том, что любая проблема должна быть описана словами. Если вы не можете описать проблему словами — то, скорее всего, проблема для вас не существует. Мы не можем чувствовать проблему, которую мы не можем описать.
Посмотрим, как это работает: сперва вам нужно заявить проблему, скажем, «меня раздражают люди, смотрящие телевизоры».
После того, как вы взяли эти проблему, задаете себе первый вопрос: «Что плохого в том, что меня раздражают люди, которые смотрят телевизор?». Вам нужно отвечать быстро, 5-10 секунд на ответ. Следующий вопрос — «что хорошего в том, что меня раздражают люди, которые смотрят телевизор»? На него тоже нужно отвечать быстро. Такой вопрос может звучать странно, в особенности, если проблема для клиента представлена в негативном ключе. С другой стороны — ни одна проблема не может существовать без своей противоположной части, без дуальности. Негативная часть никогда не может существовать без позитивной часть.
Если у вас проблема «Я уволюсь с работы», и негативный аспект — это то, что у вас не будет денег, у вас будет нестабильность и так далее. Положительный аспект — это то, что вы будете свободны в поиске новой работы, более интересной, перед вами откроются новые возможности. Может быть вы сумеете исправить отношения, которые у вас порядком подпортились из-за работы. В действительности в любой негативной вещи есть её позитивные стороны, но мы не всегда готовы их разглядеть.
Повторяя эти два вопроса («Что плохого» и «Что хорошего»), надо дойти до момента, когда кончатся слова, кончатся ответы на вопросы. На вопрос «Что хорошего в том, что то-то и то-то», ответы кончаются существенно быстрее, потому что люди не привыкли видеть положительное в своих проблемах, своих нежелательных ощущениях и негативных эмоциях. Негативные эмоции и ответы могут продолжаться существенно дольше.
Не надо позволять себе повторяться в ответах. Когда вы поймете, что вы повторяетесь, и, если отбросить повторения, у вас нету больше ответов, вам нужно оценить еще раз — а осталось ли у вас напряжение в этой проблеме? То напряжение, которое было изначально, оно есть или нет? В начале процесса вы можете измерить его по десятибалльной шкале (0 — нет напряжения, 10 — это очень сильное) и после процесса тоже попытаться по десятибалльной шкале оценить оставшееся напряжение. Либо проблема очень сильно ослабеет, либо пропадет.
Слова имеют силу, скрытую в их внутренней сущности. Они не просто звуки, они созидательные элементы нашей субъективной вселенной. Что самое важное, мы не только создаём нашу субъёктивную вселенную, но мы также рассоздаём её!